Свято-Благовещенский мужской монастырь, Мангуп

Свято-Благовещенский мужской монастырь расположен на южном склоне горы Мангуп, на 25-м км к югу от города Бахчисарая (между селами Залесное и Терновка), на высоте 210 метров над долиной или более 400 метров над уровнем моря, 20-ю метрами ниже уровня Мангупского плато.

Место, данное самим Господом для свершения молитв, поистине являет великолепие крымского пейзажа. Удерживаясь лишь на небольших укреплениях, монастырь является мощным духовным центром для верующих.

Исторически монастырь возник в VI веке от Рождества Христова и позже входил в православное княжество Феодоро. Но в ХV веке был разрушен и опустошен нападением турецкого войска, господствующего в тот период в Крыму.

 На рубеже ХХ-ХХI веков монастырь восстановлен силами братии под руководством настоятеля обители. В монастыре нет ни электричества, ни радио, компьютеров, телефона. Как и в прежние времена никаких попечений о земной суетной жизни, лишь размышления о Боге и молитвы.

Подъем к монастырю достаточно трудоемкий. У подхода к монастырю заметны выложенные камнем клумбы, за которыми ухаживают послушники. С этой высоты открывается прекрасный пейзаж и становится ясно, почему люди создают монастыри в столь непригодных для жизни местах.

Помещения монастыря устроены из гротов пещерных городов VI века. Интересно смотрятся вмонтированные в небольшие отверстия верхних ярусов пещер современные окна, за которыми цветут домашние цветы. В монастыре имеется звонница и большой грот, видимо, служивший когда-то для собраний.

В наше время по благословению митрополита Крымского и Симферопольского Лазаря, начиная с 2002 года, здесь ведется восстановление обители. Игумен монастыря Иакинф (Телега) и небольшое число братии не только совершают богослужения, возрождают скальные храмы, налаживают иноческий быт и благоукрашают территорию. Свою миссию они видят и в том, чтобы помочь людям соединить в восприятии современно мира связь времен: перекинуть мостик от древней столицы некогда мощного и процветающего православного княжества Феодоро, или, как его еще называют историки, Мангупского княжества к дню сегодняшнему.

О «последнем осколке» Византии – православном княжестве Феодоро, которое существовало на Крымской земле в XIII-XV веках и в эпоху своего расцвета имело широкие международные связи, в том числе и с Московским княжеством, далеко не все слышали. И мало кто знает, что символом княжеского рода, правившего Феодоро, был двуглавый орел. Он достался ему в наследство от Византии, а впоследствии, через родство с восточноевропейскими правителями, оказался на российском гербе.

Столицей княжества Феодоро был город-крепость Мангуп, построенный на высоком плато. Много чего интересного связано с той давней исторической эпохой, но особо в ней выделяются такие «узловые» моменты, как замужество Марии Мангупской, ставшей женой благоверного Стефана Великого, господаря Молдавского, и его помощь княжеству Феодоро при защите Мангупской крепости от турецкого нашествия. Известно, что Стефан III Великий (или Штефан чел Маре) спасал и восстанавливал монастыри на Святой Горе Афон. Также он, первый господарь созданного им Молдавского княжества, где население придерживалось Православия, за 47 лет своего правления основал немало православных церквей и монастырей в самой Молдавии. А когда пришла беда на родную землю его супруги Марии, которая была сестрой князей княжества Феодоро Исаака и Александра, в 1475 году воевода отправил в этот один из оплотов православного мира 300 молдавских воинов, чтобы те вместе со своими соплеменниками держали оборону от турок-османов. И они держали! Несмотря на многократное численное превосходство врага, защитникам христианского княжества удалось на протяжении шести месяцев сдерживать около 70 тысяч завоевателей, осадивших город – как указывают историки, рекордное время сопротивления для той эпохи! (В конечном счете это затормозило продвижение османских вооруженных отрядов по территории полуострова). Но расправа турок с побежденными была жестокой. Все 300 молдавских рыцарей полегли. Большинство жителей Феодоро приняли мученическую смерть, немало людей попало в плен.

В ноябре 2018 года в пещере обители был установлен памятный знак – мемориальная доска в память о тех событиях, которые исторически определили нерушимую связь между Молдавией, Крымом и Россией. А 15 июля нынешнего года, в день успения святого благоверного Стефана Великого, у октагональной церкви Мангупской цитадели состоялось Соборное братское поминовение молдавских воинов. Затем члены Федеральной Национально-Культурной Автономии молдаван России и представители других национальных общественных объединений возложили цветы к мемориальной доске. Настоятель Свято-Благовещенского монастыря игумен Иакинф сказал молдаванам: «Здесь ваши предки получили венцы бессмертные». Еще один участник церемонии, депутат Госдумы Российской Федерации, член комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Павел Шперов, мысленно обращаясь к событиям более чем пятивековой давности, добавил: «Все прекрасно понимали, что город окружен и вырваться отсюда невозможно. Мы должны почтить память тех людей, которые знали, на что шли и чем рисковали». По признанию отца Иакинфа, его радует, что и молодежь, и детвора (так ласково он называет ребятишек) – словом, те из них, кто поднимается на гору Мангуп, интересуются далеким героическим прошлым. Отец Иакинф вспомнил, как один мальчонка-молдаванин прочитал текст на мемориальной доске и, глядя на батюшку широко распахнутыми глазами, спросил у него: «Это правда?» – «Правда, сынок!» – ответил настоятель.

Обитель труднодоступна, но люди туда идут и идут, добираются по горной тропе

В этом высокогорном монастыре нет электричества. За водой приходится идти два километра. На зиму каждый раз надо капитально запасаться дровами, чтобы стужа (она и в Крыму бывает!) не застала врасплох. Отец настоятель рассказывает обо всём, как оно есть. И с воодушевлением отмечает, что в селе Красный Мак Бахчисарайского района в Каралезской долине имеется их монастырское подворье, где братия может временно хранить какие-то продукты, может помыться, выйти в интернет и так далее. Это – если брать бытовые вопросы. Но особое воодушевление у батюшки вызывает тот факт, что в храм при подворье, названный во имя Рождества Христова, столько богомольцев на великие православные праздники собирается! Многие приезжают из других районов Крыма (так называемая «сотня Мангуп»). По словам пастыря, это те, с кем он принимал участие в Крымской весне, помогая крымчанам сделать осознанный выбор в пользу воссоединения с Россией. Все они, батюшкины духовные чада – люди здравые (некоторые прошли солдатскую службу в Афганистане и знают страшную боль потери друзей). Все нацелены на то, чтобы несмотря на внешние вызовы, строить с Россией сильное государство с четко прописанными работающими законами. Крепкое миролюбивое государство, с мнением которого считались бы на планете…

В отношении Мангупа у настоятеля Свято-Благовещенского Мангупского монастыря есть надежда, что эта историческая земля былого христианского княжества Феодоро станет предметом особой заботы Российского государства и сюда будут приезжать историки, археологи не из-за границы, а отечественные специалисты. А также студенты. «Ведь какие прекрасные ребята учатся на истфаке в Москве, Питере, Екатеринбурге! – произнес отец Иакинф. – Им есть что здесь изучать, а нам есть что хранить. Нам благословлено беречь эти святыни».

Главный хранитель христианских святынь этого удивительного места – митрополит Крымский и Симферопольский Лазарь. Высокопреосвященнейший владыка старается, чтобы везде, где молились наши предки, строили храмы, созидали монастыри, и сегодня были представители Церкви. Вот и их монастырек, как называет батюшка свою обитель, является на Мангупе представителем Матери-Церкви. Которому, к слову, непросто приходится не только из-за суровых аскетических условий существования, но еще и потому, что экскурсоводы водят на плато группы туристов и дают свои трактовки событий, порой, скажем, уж очень светские. Конечно, любознательность людей, их желание увидеть, постичь что-то новое – это хорошо. Но ведь весь комплекс разрушенных памятников процентов на 70-80 состоит из великих православных святынь, и именно на это в первую очередь следует обращать внимание! Об этом надо рассказывать! Большинство приходящих сюда, по убеждению батюшки, люди крещенные. «Крещенные, но не просвещенные», – с грустью констатировал он. С грустью, даже с сочувствием отозвался отец Иакинф и о другой категории людей, которых именует «батарейками». Почему – «батарейками»? Это известная практика эзотериков: искать так называемые природные «места силы» и приходить, приезжать, прилетать из дальних краев на самолетах, чтобы «подзарядиться». «Пришли в наши древние монастыри заряжаться», – говорит отец Иакинф братии, завидев людей с растопыренными руками и раскрытыми ртами. Как уберечь молодежь от увлечения эзотерикой, от губящего душу неверия, как помочь ей встать на путь спасения для жизни вечной? Это для отца Иакинфа не риторический вопрос.

Всех, кто совершал подъем на Мангуп, поражали рисуемые воображением масштабы одного из старейших его сооружений – храма святых равноапостольных Константины и Елены, от которого остался лишь фундамент. И его-то, по мнению настоятеля обители, хорошо бы несколько приподнять, как это делается в разных странах Европы. Тогда визуальное восприятие одного из крупнейших раннехристианских храмов на полуострове будет более целостным, более четким. И, конечно, болезненная тема – фрески. В монастыре есть остаток древней фрески, которую в середине XIX века зарисовал граф Алексей Сергеевич Уваров, являвшийся одним из создателей Московского археологического общества и нынешнего Государственного исторического музея, инициатором проведения всероссийских археологических съездов. Из Эрмитажа тоже приезжали, зарисовывали эту фреску, на которой изображен Господь наш Иисус Христос. Батюшка Иакинф уверен, что если бы не Церковь и не ее твердая позиция по сохранности христианских святынь, вандалы эту фреску уничтожили бы полностью. Он с братией хочет тихо, спокойно молиться в этом благодатном месте, куда Господь их привел – совершать богослужения и сохранять то, что еще можно сохранить. Включая христианские захоронения, которые, к сожалению, все эти годы ученые активно исследовали, разрывая могилы, а куда увозили кости, черепа – великое их множество! – батюшка не знает.

«Мы радуемся каждой душе, которая стоит в церкви и молится»

Маленький пещерный храм Благовещения Пресвятой Богородицы Мангупского монастыря, расположенный на самом краю обрыва, видел в наши дни множество молящихся. 

Батюшка говорит: «Мы радуемся каждой душе, которая стоит в церкви и молится». Привечает каждого. А однажды на Благовещение такой туман окутал горы, что настоятель подумал: уж точно на Литургии никого не будет! Ошибся. Люди пришли! В основном, правда, пожилые – шаг за шагом преодолевали они в тумане и без того трудный путь, но престольный праздник встретили вместе с братией. И за многолюдство, и за малое число народа в монастырьке – за всё отец Иакинф благодарен Господу.

В рамках проекта по возрождению и восстановлению Свято-Благовещенского мужского монастыря, храмов и сооружений культурного наследия Крыма и г. Севастополя, а также его популяризации, проект нуждается в изыскании и привлечении средств и ресурсов для:

– исследования, строительства и реконструкции духовно-религиозных памятников Свято-Благовещенского мужского монастыря, которые являются важным духовным и культурным наследием Крыма;

-восстановления, реставрации гостинично-паломнического центра монастыря,  трапезной и их благоустройства, а также монастырских ремесленнических мастерских;

-проведения исследований, экспертиз и юридически документированных обоснований по возврату земель и территорий Свято-Благовещенского мужского монастыря.