Реконструкция базилики св. Иоанна Готфского

Епископ Иоанн Готфский

Епископ Иоанн Готфский

Преподобный был родом «из эмпория под названием Партенит (Южный берег Крыма), а родителями его были Лев и Фотина. Отец этого Льва происходил из места под названием Воност, расположенного в Полемоновом Понте, и был знаменосцем в феме Армениак». Дед Иоанна, бывший военный, по всей видимости, переселился с южного берега Чёрного моря на северный из-за начавшихся гонений на иконопочитателей при императоре Льве III Исавре (717-741). Сведений о полученном И. образовании и роде его занятий нет.

В правление импператора Константина V Копронима (741-775) епископ Готии был приглашен на иконоборческий Иерийский Собор (754) и поставлен митрополитом Ираклии Фракийской, а на Готскую кафедру был возведен др. епископ (избранный без одобрения паствы. Однако православные в Готии не признали ни его, ни деяний Собора и выбрали своим пастырем Иоанн, который на тот момент был скорее всего мирянином. Позиция Готской епархии выразилась в избрании на ее престол И., хотя истоки такого сопротивления иконоборчеству до конца неясны: нет свидетельств развитого почитания образов в горном Крыму до VIII в. Характерно, что прмч. Стефан Новый как раз в это время рекомендует иконопочитателям в качестве убежища именно Готию. Встав в оппозицию к К-полю, Готия лишилась шанса на признание своего иерарха, зато ее политическая независимость от империи позволила ей не принять поставленного в столице альтернативного кандидата.

В правление императора Константина V Копронима (741-775) епископ Готии был приглашен на иконоборческий Иерийский Собор (754) и поставлен митрополитом Ираклии Фракийской, а на Готскую кафедру был возведен другой епископ (избранный без одобрения паствы. Однако православные в Готии не признали ни его, ни деяний Собора и выбрали своим пастырем Иоанн (который на тот момент был скорее всего мирянином). Позиция Готской епархии выразилась в избрании на ее престол Иоанн, хотя истоки такого сопротивления иконоборчеству до конца неясны: нет свидетельств развитого почитания образов в горном Крыму до VIII в. Характерно, что прмч. Стефан Новый как раз в это время рекомендует иконопочитателям в качестве убежища именно Готию. Встав в оппозицию к Константинополю, Готия лишилась шанса на признание своего иерарха, зато ее политическая независимость от империи позволила ей не принять поставленного в столице альтернативного кандидата.

После 754 г. (вероятно, во 2-й пол. 50-х гг. VIII в.) И. отправился в Иерусалим, где прожил 3 года, а затем вернулся обратно. Видимо, И. надеялся получить там епископскую хиротонию от патриарха-иконопочитателя Феодора I (752/4 – после 767). Выбор Иерусалима мог быть обусловлен преданием, содержащимся в Житии Херсонесских священномучеников, где шла речь о поставлении иерусалимскими миссионерами первых епископов родной для И. Тавроскифии и соседнего с Готией Херсонеса. По всей видимости, Иерусалимский патриарх не захотел, нарушая каноническое право, рукополагать И. (ставленника из др. диоцеза), чтобы не обострять отношений с Константинополем.

В кон. 50-х – нач. 60-х гг. VIII в. жители Готии отправили И. к «Иверийскому католикосу», где, его наконец поставили в епископы. В груз. версии Великого Синаксаря, составленной прп. Георгием Святогорцем, под 26 июня помещены краткие сведения об И., к этому времени уже почитавшемся в Грузии. Здесь указано, что, поскольку Византия в этот период была подвержена ереси иконоборчества, готы направили И. в единственную страну, не тронутую ересью. Ок. 758 г. в Мцхете католикос Картли Иоанн III посвятил И. во епископа. В «Повествовании об обращении грузин» прп. Ефрема Мцире указано, что во время посещения Антиохии в 1057 г. прп. Георгий Святогорец использовал этот факт в полемике с Антиохийским патриархом Феодосием III о законности автокефалии Грузинской Православной Церкви. В «Истории Иерусалимских патриархов», написанной патриархом Досифеем II Нотарой, со ссылкой на некоего Маврикия Синаксариста говорится о поставлении И. в епископы «католикосом Нижней Иверии» (т. е. Абхазского княжества), что позволило современным исследователям поставить под сомнение вопрос о том, кто именно совершал церемонию: католикос Картли (Мцхетский) или один из епископов в Абхазском княжестве.

Конфликт с хазарами

Житие повествует, причем не слишком ясно, о конфликте с хазарами, участие в котором И. остается также не до конца понятным. В 4-й гл. события описываются так: «Прп. еп. Иоанн после этого своим собственным народом был выдан хазарским архонтам, потому что объединился он с господином Готии, его архонтами и всем народом для того, чтобы не владели их страной упомянутые хазары: послав войско, хаган захватил их крепость под названием Дорос, поставив в ней сторожевой гарнизон, который упомянутый прп. епископ и изгнал со своими людьми, и овладел ущельями. Тогда, зная, что архиерей предан одним селением, они, то есть люди Иоанна, прибегли к хагану; и господина Готии тот пощадил, а 17 рабов хаган обезглавил без вины. Преподобный же, заключенный под стражу, сумел убежать и переправиться на противоположный берег в христолюбивый г. Амастриду».

«Вероятно, события развивались следующим образом. Хазары не вводили прежде свои войска, однако вскоре после 784 или 787 г. хаган захватил столицу готов Дорос и поставил там гарнизон. Возможно, Дорос – это позднейший г. Феодоро (ныне руины на горе Мангуп, Юго-Зап. Крым). Фраза τὸ κάστρον αὐτῶν – «их , то есть готов, крепость» (а не «одна из крепостей готов») может обозначать столицу Готии. Размещение хазар. гарнизона в Доросе описывается как нововведение, вызванное захватом Готии. В ответ готы объединились против хазар, причем, по-видимому, И. был инициатором этого, т. к. лично изгнал хазар. гарнизон из Дороса…

…Кроме того, в Житии не прослеживается прямой заинтересованности Византийской империи в таких действиях и неизвестно, был ли ей выгоден конфликт с хазарами, грозивший опасностью визант. Херсону. Из текста источника неясно, кто захватил ущелья («клисуры» – горные проходы) Крымских гор: И. или хаган – и то и другое было бы логично в ходе вооруженного конфликта. Способность И. вести военные действия может объясняться его происхождением».

В 4-й гл. упоминается «народ» И. (λαός; др. возможный вариант перевода – «войско»): он изгоняет хазар из Дороса. По всей видимости, это наименование идентично «всему народу [Готии]», с к-рым объединился И., не являясь уроженцем Готии, но автор Жития называет готов «его собственным народом», т. к. святитель был «епископом готов». Определенное отчуждение могло здесь быть обусловлено и тем, что И. был родом из горной Готии. Очевидно, что «одно селение», предавшее И., и «его собственный народ», выдавший его (см. начало гл. 4), неидентичны. По мысли автора Жития, народ «выдал хазарам» И. тем, что сдался на милость хагана, в то время как собственно «предало» его (т. е., по всей вероятности, дало арестовать) какое-то «одно селение».

В среде готов явно присутствовали разные позиции в отношении этого конфликта, и епископ впосл. подвергался обвинениям в напрасной гибели людей. Под хазар. архонтами имеются в виду либо наместники хагана в Крыму, либо хазар. власти вообще (ср. существование двоевластия хана и бека у хазар). Из др. источников «господин Готии» неизвестен. По всей видимости, под «архонтами Готии» понимались правители отдельных частей Готии, подчинявшиеся «господину Готии». Хаган наказал 17 готов, однако массовых репрессий готы избежали, видимо согласившись выдать И. как зачинщика сопротивления. 

В Житии при описании этого момента употребляется глагол ἐκούρασε, который можно понимать как «забрил», а весь пассаж можно перевести как «17 человек забрил в рабы»; однако более правильно в данном случае значение «обезглавил», иногда встречающееся в визант. лит-ре, что косвенно подтверждается в 8-й гл., где И. несправедливо обвиняют именно в «смерти» невинных людей.

Бегство и смерть

Схваченный и заточенный в г. Фуллы, И. бежал в Амастриду к свт. святителю Георгию, где и умер через 4 года 26 июня, на 40 дней пережив хагана. Хотя исторический контекст описания здесь достоверен, настораживает отсутствие упоминаний И. в Житии свт. Георгия Амастридского: вероятно, личность И. оставалась весьма неоднозначной для империи и Патриархата и о нем предпочитали умалчивать. И. скончался между 788 (учитывается длительность конфликта с хазарами и более 3 лет пребывания в Амастриде) и 802-807 гг. (в этот период скончался свт. Георгий Амастридский), а не в 792 г.

Иоанн Готский был погребен в основанном им мон-ре св. Апостолов в Партените (гл. 5). Этот монастырь упоминается в надписи на надгробии игумена мон-ря Никиты, умершего в 906 г., его храм назван именем апостолов Петра и Павла. Согласно Житию, «преподобный украсил монастырь со всей красотой и постройками, и священными сосудами, и различными книгами и населил множеством преподобных монахов».

РУИНЫ БАЗИЛИКИ ИОАННА ГОТСКОГО

Развалины монастырского храма, сооруженного епископом Иоанном, были открыты при археологических раскопках в 1907 году. Тогда же обнаружена и гробница святого Иоанна, но она оказалась пустой. Н. И. Репников предположил, что ввиду «разрушения и разграбления гробницы иноверцами» останки святого могли быть перенесены в другое место, которое до сих пор неизвестно.

После археологических раскопок было выдвинуто предположение, что храм погиб в результате пожара в конце X века, и только в середине первой половины XV века, при князе Алексее, «владетеле города Феодоро», он был восстановлен на фундаментах первого.

О знаменитом проповеднике православия в Готии, которая охватывала в раннее средневековье значительную часть Юго-Западного, Горного и Южного Крыма, писал позднее грузинский летописец:

Духовно и телесно достигши возраста архиерейского и служения, Иоанн, по избрании народом в архипастыри, отправился к картвельскому (Иверия) католикосу и получил рукоположение во епископа (758 г.)… По смерти Константина и Льва он явился к императрице Ирине и, уладив дела христиан, вернулся обратно в Готию, где перенес много бедствий от владетелей Хазарии

Практически вся информация об Иоанне Готском содержится в его «Житии», сохранившемся в трех рукописях X, XI и XVI веков. Согласно рукописям, Иоанн родился не позднее начала 20-х гг. VIII века в Партените и был долгожданным ребенком Леонида и Фатимы (по другим источникам – Лев и Фотина). В благодарность за посланную милость родители с самого детства воспитывали мальчика в христианском благочестии. Житие святого повествует, что уже в раннем возрасте Иоанн решил посвятить свою жизнь служению и прославлению Бога.

Вернувшись на родину, Иоанн застал свое Отечество в беде. Около 787 года на Готию напали воинственные племена хазар (тюркоязычные народы дагестанского типа), которые толпами уводили христиан в плен. Известно, что святой Иоанн возглавил восстание своего народа против хазар, захвативших большую часть Крыма и всю территорию до Днепра. Однако далеко не все местное население поддержало восставших. Жители одного из местных селений выдали епископа Иоанна хазарам. Узнав об этом, остальные восставшие сдались на милость хазарского правителя-кагана. Успешное вначале, восстание закончилось победой могущественного хазарского каганата. Святой Иоанн был заточен в крепость на Чуфут-Кале, из которой ему удалось бежать и укрыться в Амастриде (портовый центр в Пафлагонии – приморской области на южном побережье Черного моря). Через четыре года, узнав о смерти кагана хазар, он предсказал и свою собственную смерть, сказав:

И я, братия мои, отхожу по истечении 40 дней и буду судиться с гонителями моими пред судиею и Богом

И действительно, 26 июня 791 года, через 40 дней, согласно своему предсказанию, святой Иоанн предал душу в руки Божьи. В последний путь неустрашимого проповедника провожал Георгий, святейший епископ Амастридский, и весь город с фимиамом и свечами – до самого корабля, на котором было перевезено его тело из Греции в Партенит. Житие описывает этот процесс как чудо.

«Произошло и некое чудо в (особенной) скорости его переправы. Ибо упокоился он 26 (числа) июня месяца, и, отплыв 27, 29 поспел к всенощной в монастырь Святых Апостолов».

Там, на своей родине, около Аю-Дага, святой Иоанн и был погребен в устроенном им же самим монастыре Святых апостолов Петра и Павла. К сожалению, он не сохранился до наших дней.

В Житии описываются прижизненные чудеса И.: спасение оставшихся учеников И. от казни; выкуп ученика И. Лонгина, казненного на кресте, у сарацин; вторичное спасение И. из плена; наставление колеблющегося ученика Василия посредством разговора с мертвецами; исцеление ребенка правителя Фулл; внезапная смерть обвинявшего И. в гибели невинных людей; превращение вина в сыр у 2 спорщиков. Посмертные чудеса И. в Житии не упоминаются, за исключением удивительно быстро приплывшего из Амастриды в Партенит судна с останками святителя.